Сканирование, оцифровка документов, книг, пленки, негативов, слайдов

Принцип работы пленки

 Прайс-лист | Вакансии | Про нас | Нам доверяют | Контакты


Сканирование:

- Сканирование документов

- Сканирование книг

- Сканирование пленки

- Широкоформатное сканирование

- Сканирование фотографий

- Сканирование рентгеновских снимков

- Оцифровка видео

- Набор рукописного текста 

Постобработка:

- Распознавание текста

Для предприятий:

- Системы сканирования документов на предприятии

 

 

До появления полупроводниковых технологий, давших нам компьютерные чипы, фотографическая пленка была одним из самых сложных продуктов, требующих трудоемких производственных технологий, которая при этом выпускалась массово и стоила очень недорого. Учтите, что фотографическая пленка имеет толщину всего от 1 до 2 мкм, и при этом покрыта несколькими десятками слоев эмульсии. Каждый из этих слоев может составлять всего полпроцента от толщины основы пленки! Добавьте к этому металлическое серебро и некоторые сложные реактивы, которые должны быть невероятно чистыми, а затем подумайте о том, что процесс производства должен осуществляться в полной темноте и практически стерильных условиях. При этом рулон получаемого материала стоит дешевле, чем пачка картофельных чипсов, и продается почти в любом магазине от Торонто до Тибета. На рис. 2.3 показана упрощенная схема поперечного разреза пленки, где в соответствующем масштабе приведены основа пленки и слой светочувствительной эмульсии. Любая пленка состоит из двух частей — эмульсии, содержащей светочувствительные частички, которые фиксируют изображение, и основного материала, на который наносится эмульсия. В этом отношении технология производства пленки очень мало изменилась с 1839 года. Сам принцип остается без изменений, независимо от того, что берется в качестве основы: медный лист с тонким серебряным покрытием (как в дагерротипах) или кусок жести, стекла, бумаги или гибкой пленки, покрытой солью серебра (йодидом или бромидом серебра). Некоторые изображения, подобные отпечатанным фотографиям, видны благодаря отражению света, поэтому основа делается не из прозрачного, а из отражающего материала. Пленка же, наоборот, видна, когда свет проходит сквозь вещество основы и фильтруется изображением, присутствующим на эмульсии. Поэтому основа пленки обязательно должна быть прозрачной и гибкой, поскольку пленка (кроме листовой) сворачивается в рулон и перемещается в фотоаппарате по одному кадру. Современные пленки для фотоаппаратов могут изготавливаться из ацетата целлюлозы (производится из частичек дерева) или полиэстера, синтетического пластического материала. (Раньше основа пленки также изготавливалась из материала под названием нитроцеллюлоза, обладающего неприятным свойством быстро разрушаться со временем и возгораться под воздействием тепла.)

Ацетат целлюлозы широко используется в качестве основы для пленки, поскольку это дешевый материал, который легко покрывается светочувствительной эмульсией и достаточно прочен в большинстве случаев его использования в фотоаппаратах. Полиэстеровые пленки производить дороже, покрывать слоем светочувствительного желатина существенно сложнее, но они намного прочнее и меньше рвутся. Кроме того, полиэстер устойчивее к воздействию тепла или влаги, поэтому при жестких внешних условиях его размеры не изменяются. Эти характеристики делают полиэстер предпочтительнее в таких приложениях, как прокат кинофильмов, где одну и ту же пленку требуется демонстрировать многократно с минимальными повреждениями и износом. Полиэстер также используется для производства фотопленок для фотосъемки. В качестве основы пленок, подобных используемым в научных приложениях (например, астрофотография), по-прежнему используют стекло, еще более устойчивое, чем полиэстер.

Конечно, пленка синтезируется для того, чтобы с ее помощью можно было получать изображения. Для этого пленка покрывается слоями эмульсии, содержащей светочувствительные компоненты. Первый этап — растворение пластины чистого серебра в азотной кислоте, после чего полученный раствор высушивается и превращается в кристаллы нитрата серебра. Затем желатин, извлеченный из кожи, костей и других частей животных, растворяется в чистой дистиллированной воде, смешивается с бромидом и йодидом калия и нагревается. К этой смеси добавляется раствор нитрата серебра. Происходят различные чудеса физики, и кристаллы йодида или бромида серебра выпадают из этого раствора в виде осадка, оставаясь в застывшем желатине в виде суспензии (наподобие желе с застывшими в нем фруктами).

Затем эта желатиновая эмульсия, содержащая светочувствительные кристаллы галогенидов серебра, наносится на одну сторону длинного рулона основы пленки. Слой эмульсии может составлять всего 0,000015 (пятнадцать миллионных) метра толщиной! На пленке может быть несколько светочувствительных слоев эмульсии (например, предназначенных для регистрации красного, зеленого и синего цвета на цветной пленке), а также дополнительные слои, которые выполняют другие функции. На рис. 2.4 в упрощенном виде показан поперечный разрез типичной цветной негативной пленки. Не забывайте о том, что на рисунке ни один слой по своей толщине не приведен в соответствующем масштабе. Рассмотрим эти слои подробнее.

■ Слой для защиты от механических повреждений. Это верхний слой из чистого желатина, который покрывает эмульсионную сторону пленки. Как правило, эмульсионную сторону можно определить по ее внешнему виду: матовая поверхность (получается при нанесении слоя для защиты от механических повреждений) намного менее блестящая, чем обратная сторона пленки (основа). В фотолаборатории (где, как правило, темно, поэтому более блестящую сторону определить трудно) можно попробовать пленку губами; эмульсионная сторона прилипнет к губе, а основа — нет.

Этот слой до определенной степени защищает хрупкие слои, находящиеся под ним, от стирания и царапин. С обеими сторонами пленки следует всегда обращаться очень аккуратно, особенно если вы готовите изображение для сканирования.

■ Чувствительный к синему цвету слой желтого красителя. Этот слой поглощает свет синего цвета и придает (на негативе) желтую окраску тем участкам изображения на пленке, которые соответствуют синим предметам.

■ Слой желтого фильтра. Этот слой поглощает весь оставшийся синий цвет, пропуская к нижним слоям только зеленый и красный свет.

■ Чувствительный к зеленому цвету слой пурпурного красителя. Этот слой поглощает свет зеленого цвета и придает (на негативе) пурпурную окраску тем участкам изображения на пленке, которые соответствуют зеленым предметам.

■ Чувствительный к красному цвету слой голубого красителя. Этот слой поглощает свет красного цвета и придает (на негативе) голубую окраску тем участкам изображения на пленке, которые соответствуют красным предметам.

■ Основа пленки. Это полупрозрачное вещество, на которое наносятся слои эмульсии.

■ Противоореольный слой. Свет, который проходит через основу пленки, должен был бы отражаться в обратном направлении и снова попадать на светочувствительные слои, но вместо этого он поглощается красителем, который входит в состав противоореольного слоя. Именно из-за наличия этого красителя основная сторона необработанной пленки такая темная. Благодаря растворимости в воде этот слой удаляется при обработке пленки, в результате чего получаются знакомые и привычные прозрачные изображения на пленке.

■ Покрытие, предупреждающее скручивание. Все пленки имеют свойство сворачиваться эмульсионной стороной внутрь, частично из-за того, что таким образом пленка сворачивается до и после экспозиции, а частично — из-за того, что все эти слои эмульсии изгибают ее в этом направлении, расширяясь при погружении в проявляющие жидкости. Покрытие, предупреждающее скручивание, представляет собой затвердевшее желатиновое покрытие приблизительно такой же толщины, как и весь эмульсионный слой, и оно помогает компенсировать естественный изгиб пленки при ее высыхании.

ДРУГИЕ ЦВЕТА, ДРУГИЕ СЛОИ

В приведенном описании цветных слоев не учитывались изображения, содержащие больше оттенков, чем просто чистый синий, красный или зеленый цвет. Конечно же, на большинстве изображений, кроме указанных, имеется множество других оттенков. Чтобы в таких случаях получить изображение на определенном участке пленки, используют несколько светочувствительных слоев. Например, объект желтоватых оттенков будет регистрироваться слоями, чувствительными как к красному, так и к зеленому цвету, которые будут давать пурпурную и голубую окраску, а их сочетание даст на негативе синий цвет. При печати синий цвет негатива превращается в желтый, т.е. соответствующий ему дополнительный цвет. Более подробно связь красного, зеленого, синего, голубого, пурпурного и желтого цветов рассматривается в главах 9, "Введение в улучшение изображений", и 10, "Идеальная настройка отсканированных изображений".

Наконец, в некоторых цветных пленках компании Fujifilm используется запатентованная этой фирмой "технология четвертого цветного слоя", которая в действительности представляет собой нанесение дополнительного чувствительного к голубому цвету слоя, который помогает точнее передавать некоторые оттенки зеленого цвета. Эта технология применяется при производстве профессиональных пленок этой фирмы, в рекламе которых заявляется лучшая передача цветов.

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ОРАНЖЕВЫЙ ОТТЕНОК?

Общий оранжевый оттенок цветных негативных пленок объясняется определенными причинами. Красители, используемые при производстве негативных пленок, далеки от совершенства; фактически голубой и пурпурный слои поглощают свет определенных длин волн, который они должны были бы пропускать. Тем не менее эти красители вполне удовлетворительны во всех остальных отношениях, поэтому производители пленки добавляют в слой, чувствительный к зеленому цвету, желтоватый оттенок и немного розового — в слой, чувствительный к красному цвету. Добавление этих оттенков корректирует незначительное смещение цветов, которое дают красители, формируя общую оранжевую маску. Программное обеспечение вашего сканера учитывает эту маску, а поскольку различные производители пользуются масками немного отличающихся оттенков, сканеру лучше указывать тип и марку пленки, которой вы пользуетесь, чтобы программа точно знала, как корректировать цвет.

+380 (44) 232-72-46

+380 (99) 212-63-99

+380 (98) 081-14-77

+380 (63) 740-73-01

 

Сканеры:

Epson, Canon, Fujitsu, Plustek, Vupoint, Motorola, Интелком, Элар, Xerox, Штрих-м, Datalogic, Yashica, Kodak, Argox, Metrologic, HP

Литература:

"Сканеры и сканирование. Краткое руководство", Степаненко Олег Степанович

"Секреты цифрового сканирования со слайдов, пленок и диапозитивов", Дэвид Буш

Сканирование: Одесса, Донецк, Харьков, Львов , Днепропетровск

Обработка изображений


При использовании материалов этой страницы, прямая гиперссылка на нее обязательна

© 2008-2021 ScanKiev.com.ua