Сканирование, оцифровка документов, книг, пленки, негативов, слайдов

Ретушь для ленивых

 Прайс-лист | Вакансии | Про нас | Нам доверяют | Контакты


Сканирование:

- Сканирование документов

- Сканирование книг

- Сканирование пленки

- Широкоформатное сканирование

- Сканирование фотографий

- Сканирование рентгеновских снимков

- Оцифровка видео

- Набор рукописного текста 

Постобработка:

- Распознавание текста

Для предприятий:

- Системы сканирования документов на предприятии

 

 

В этой статье речь пойдет о том, что иногда даже самую сложную и кропотливую работу цифрового ретушера можно заменить легким и приятным манипулированием слоев в PhotoShop'e — работой, с которой справится любой начинающий. При этом никакой ручной работы, никаких plug-in'ов, и вообще ничего кроме эффектов наложения слоев. Не верите? Тогда читайте дальше...


«Примитивные» царапины

Начну с простого примера. Слева фрагмент фотографии до и после ретуши. Аккуратная работа, не правда ли? Как вы думаете, сколько у меня ушло времени на восстановление поврежденных участков? Четверть часа? Или, быть может, 5 минут? А какие инструменты были при этом использованы? Штамп? Аэрограф?.. Не торопитесь с ответом, все равно не угадаете. На самом деле я вообще ничего здесь не ретушировал. Вся работа заключалась лишь в том, чтобы правильно расположить оригинал в сканере. Правильно в данном случае — это трещинами вдоль линии сканирования. Хм... Так в чем же дело?

Хорошо известно, что применение сильного бокового освещения (а в сканере именно такое освещение) подчеркивает структуру поверхности, на которой выполнен оригинал. Хорошо известно и то, что правильной установкой освещения можно избавиться от теней, создаваемых трещинами и другими «объемными» дефектами. Фотографы, к примеру, при репродуцировании старых потрескавшихся фотографий и картин добиваются значительного ослабления или даже полного устранения дефектов на репродукции. Так, трещины и глубокие царапины на эмульсионном слое, идущие по белому фону, они стараются устранить, освещая их направленным светом, идущим вдоль трещин. А для устранения тех же царапин на темном фоне применяют косой свет, направленный перпендикулярно к направлению трещин. В каждом отдельном случае при подготовке оригинала к съемке фотограф, перемещая лампы, подбирает наиболее выгодную для него установку света. В сканере направление освещения совпадает с направлением движения лампы, поэтому для того, чтобы осветить снимок в нужном направлении, достаточно просто расположить его вдоль линии сканирования. В случае со снимком a, результат получился особенно заметным из-за того, что эмульсионный слой в его дефектных участках при повреждении не был удален, как может показаться из фрагмента а, а лишь немного «вмят» в фотографию.

Если сканировать изображение вдоль трещин, то они будут не так заметны. В некоторых случаях (вроде этого) трещины можно даже полностью удалить всего лишь правильно расположив снимок в сканере. (Стрелкой указано направление движения лампы сканера).


Случай посложнее

Вот еще один пример. Старая потрескавшаяся фотография со множеством трещин. Кроме этого, во многих местах поверхность бумаги помята, что тоже добавляет тени при сканировании. С одним источником света тут явно делать нечего. Как ни крути снимок в сканере, трещин от этого меньше не станет, исчезнут одни — проявятся другие. Как же быть? Может этот снимок вообще не стоит сканировать, а попросить фотографа сделать его копию? По крайней мере, при пересъемке можно будет расставить несколько источников света и таким образом уменьшить те искажения, которые неизбежно создаст сканер. Поступим проще. Оказывается, при сканировании можно легко работать не с одним, а с несколькими источниками освещения. Каким же образом? Как создать в сканере несколько ламп, освещающих фотографию с разных сторон? Поступим также, как и фотографы, когда у них только один источник света, а оригинал необходимо осветить с нескольких сторон. В таких случаях они в течение половины времени экспозиции освещают одну из сторон оригинала, а затем в течение такого же времени и с такого же расстояния освещают его вторую сторону. Другими словами, нам нужно отсканировать фотографию несколько раз (каждый раз располагая ее под новым углом к линии сканирования), а затем совместить полученные сканы, используя полупрозрачные слои PhotoShop'а (о том как это сделать, читайте на вкладке). Результат этих манипуляций будет таким же, как если бы мы одновременно осветили оригинал несколькими источниками света. Эту фотографию достаточно отсканировать дважды: первый раз сверху вниз как обычно (b), а второй раз снизу вверх (повернув для этого снимок в сканере на 80°).

Посмотрим на результат (b'). Надо же! Удалены почти все рельефные дефекты, то есть все те трещинки и неровности поверхности, которые отбрасывали тень. Ну, а остальные дефекты (и, что особенно важно, детали) остались на своих местах.

На фрагментах c и d трещины покрупнее. Мало того, что на этих трещинах отсутствует изображение, так они еще отбрасывают тени на соседние с ними участки. Чем трещина глубже, тем больше искажений справа и слева от нее. Посмотрим, что стало с этими искажениями после двойной экспозиции. Они полностью исчезли! Удалить оставшиеся «плоские» дефекты теперь будет гораздо проще, а результат, безусловно, качественнее.


Тисненая фотография

Сами по себе тисненые фотографии не выглядят дефектными до тех пор, пока не попадают в сканер. При сканировании с ними происходит то же самое, что и при сканировании потрескавшихся снимков — неровности выглядят еще более неровными, а едва заметные впадинки на поверхности бумаги могут превратиться в огромные кратеры. Разница лишь в том, что таких «трещинок» на тисненой фотографии гораздо больше, а их размеры меньше. Все это особенно сильно бросается в глаза при увеличении таких фотографий. Бороться с подобными дефектами штатными средствами PhotoShop'а можно, но удовлетворительные результаты получить весьма и весьма сложно. Ну, а какой результат получится, если использовать «ленивый» метод ретуши? Смотрим.

На фрагменте e пример тисненой фотографии. После двукратного сканирования (сверху вниз и снизу вверх) и наложения полученных сканов в PhotoShop'е с прозрачностью 50% (фрагмент e') рельефность бумаги все-таки осталась. Результат получился значительно лучше после совмещения друг с другом четырех различных сканов (отсканированных сверху вниз, снизу вверх, справа налево и слева направо) со следующими параметрами наложения: Layer TopBottom — Normal, 100%; Layer BottomTop — Darken, 100%; Layer RightLeft — Darken, 50% и Layer LeftRight — Normal, 25% (фрагмент e''). Обратите внимание на то, что для некоторых слоев вместо метода наложения Normal использован Darken. Дело в том, что Normal дает хорошие результаты тогда, когда тени и блики уравновешены, а на этом фото бликов, создаваемых тисненой поверхностью, зрительно больше чем теней. При использовании метода наложения Darken, в качестве результирующего цвета точки изображения PhotoShop'ом выбирается тот из них, который темнее. Таким образом, если на одном из слоев находится блик, а на другом участок с нормальной тональностью, и для верхнего из слоев установлен метод наложения Darken, то в результате мы получим изображение без блика. Если же на одном из слоев находится участок с тенью от трещины, а на другом то же изображение, но без тени, а в качестве метода наложения используется Lighten, то в результате мы получим изображение без тени. Используя различные комбинации этих режимов наложения слоев и подбирая значения их прозрачности, можно с успехом избавляться от рельефных дефектов различной природы и степени сложности. Таким образом, из нескольких сканов дефектной фотографии (взяв от каждого из них только неповрежденные участки) можно, как минимум, получить изображение без теней и бликов которые создаются рельефными участками (трещинами, царапинами, вмятинами и проч.), а в лучшем случае, вообще избавиться от них, не потеряв при этом ни одной детали изображения. При обычных же способах компьютерной ретуши все то, что нам удалось восстановить методом нескольких экспозиций, пришлось бы придумывать (при ручной ретуши) или усреднять (при использовании различных алгоритмических методов).


Как сделать две экспозиции в PhotoShop'е?

1. Отсканируйте фотографию вертикально, затем поверните ее на 180° и сканируйте еще раз (параметры сканирования при этом должны быть одинаковыми в обоих случаях).

2. Разверните в PhotoShop'е второй скан на 180° (Image/Rotate Canvas/180°) и при помощи инструмента Move Tool перетащите его на первый скан.

3. Теперь оба скана находятся в одном файле и их необходимо точно совместить. Для этого удобно установить для верхнего слоя эффект наложения Difference и смещать/вращать (Edit/Free Transform) верхний слой до тех пор, пока результирующее изображение не станет максимально темным.

4. Чтобы получить эффект двойной экспозиции, установите прозрачность (Opacity) верхнего слоя равной 50%* (эффект наложения должен быть при этом Normal).

5. В некоторых случаях вместо режима наложения Normal лучше использовать режимы Darken или Lighten — с их помощью можно выборочно затемнять блики или высветлять тени от трещин. *) Если потребуется наложить друг на друга три или более сканов, их прозрачность должна быть соответственно равной 33%, 25%, и т.д.

+380 (44) 232-72-46

+380 (99) 212-63-99

+380 (98) 081-14-77

+380 (63) 740-73-01

 

Сканеры:

Epson, Canon, Fujitsu, Plustek, Vupoint, Motorola, Интелком, Элар, Xerox, Штрих-м, Datalogic, Yashica, Kodak, Argox, Metrologic, HP

Литература:

"Сканеры и сканирование. Краткое руководство", Степаненко Олег Степанович

"Секреты цифрового сканирования со слайдов, пленок и диапозитивов", Дэвид Буш

Сканирование: Одесса, Донецк, Харьков, Львов , Днепропетровск

Обработка изображений


При использовании материалов этой страницы, прямая гиперссылка на нее обязательна

© 2008-2021 ScanKiev.com.ua